Пять вещей, которые нужно узнать на первой работе

По статистике hh.ru, почти половина всех молодых российских соискателей устраиваются на первую работу в возрасте до 22 лет, то есть еще до окончания вуза. Первую работу обычно воспринимают как некий челлендж — этап, который нужно поскорее миновать, чтобы выйти на стабильный эшелон карьерного роста. Забывая, что от первой работы можно получить намного больше, чем заполненную графу «опыт» в резюме.

Совместно с компанией «Макдоналдс» — первым местом работы для миллионов молодых студентов по всему миру, — мы отобрали пять навыков и умений, которым можно и нужно научиться на своей первой работе. Мы узнали, как устроена система работы с начинающими со специалистами в международной корпорации и почему «Макдоналдс» в кадровой политике делает ставку именно на молодежь.

1. Понять, какие качества и навыки ценят работодатели

Больше всего на рынке труда платят за узкоспециализированные навыки и знания. Но есть такие компетенции, которые востребованы везде, независимо от специализации. HeadHunter каждый год составляет рейтинг их востребованности на основе частоты встречаемости в вакансиях.

Мы видим, что идеальный российский работник скорее похож на надежного и опытного товарища, на которого всегда можно положиться, нежели на акулу бизнеса и бесконечно уверенного в себе карьериста. Среди личностных качеств первую пятерку в 2017 году составили ответственность, стрессоустойчивость, исполнительность, аккуратность и коммуникабельность.

Пять вещей, которые нужно узнать на первой работе
Результаты опроса среди работодателей

Что интересно, среди навыков работодатели больше всего ценят грамотную устную и письменную речь. Причина проста: подавляющее большинство вакансий связаны с внешними и внутренними коммуникациями. Умение грамотно общаться с коллегами и клиентами — один из главных навыков, который пригодится на любой работе.

«Когда работаешь в ресторане, о стеснительности быстро забываешь. У нас нет времени на долгие разговоры, нужно, чтобы тебя понимали с первого раза, а гости остались довольны. За год проблемы со стеснительностью у меня точно исчезли: раньше было трудно заговорить с незнакомым человеком, а сейчас это часть ежедневной работы. Ну и во многом повезло с коллегами: мы все примерно одного возраста, так что быстро нашли общий язык и подружились».
Татьяна Олимпиу, студентка Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, лауреат именной стипендии «Макдоналдс» по программе поддержки образования

2. Наладить обратную связь с работодателем

На новой работе каждый хочет показать себя с лучшей стороны. Молодые сотрудники из-за этого нередко впадают в крайности: либо боятся показать незнание и неумение, поэтому стараются не обращать на себя внимания, либо надоедают с идеями, как переделать налаженный за десятки лет рабочий процесс.

Чтобы не ударяться в юношеский максимализм, в первую очередь нужно наладить обратную связь с коллегами и начальством. Понимая, чего ждет работодатель от вас через три месяца, будет гораздо легче адаптироваться к работе и проявить себя. Специалисты с опытом знают — вовремя замеченный недостаток гораздо лучше, чем не вовремя совершенная ошибка.

«Первые две недели каждому новому сотруднику помогает наставник. Новичкам нужно время, чтобы запомнить инструкции и не делать ошибок в работе: наставник как раз следит за соблюдением всех норм, помогает, подбадривает. Мы выбираем наставников из действующих сотрудников — тех, кто хорошо показывает себя в работе и хочет помогать в адаптации. Еще у нас есть правило «открытой двери»: каждый работник может обратиться с предложением или за советом к вышестоящему сотруднику. Сейчас я менеджер и в моем подчинении целая бригада, так что мы постоянно общаемся и помогаем друг другу».
Олеся Бурцева, менеджер ресторана «Макдоналдс», Москва

3. Адекватно себя оценивать

Это не стереотип: молодежь себя переоценивает. По статистике hh.ru, средние ожидаемые зарплаты молодых специалистов на российском рынке труда ощутимо выше того, что готовы предложить работодатели.

Заметнее всего проблема в Москве. Каждый пятый начинающий карьеру специалист здесь рассчитывает получать более 60 тысяч рублей в месяц. Конечно, для начинающих такие вакансии — редкость.

С другой стороны, опросы hh.ru показывают, что среди молодежи больше тех, кто готов пойти на уступки при обсуждении оклада с работодателем. Это говорит о том, что с адекватной оценкой собственных профессиональных качеств у молодых специалистов все сложно.

Учитывая отсутствие опыта, это неудивительно. И все же — чем быстрее удастся избавиться от этого дисбаланса, тем лучше для развития карьеры.

«Каждый сотрудник «Макдоналдс», — от позиции работника зала до директора ресторана — получает около 2000 часов обучения, не говоря уже о том, что мы постоянно развиваемся во время работы: ничто не учит лучше, чем ежедневное взаимодействие с разными людьми и многозадачность. Получается, что зарплата — это лишь малая часть того, что студент может получить на своем первом месте работы. Еще это независимость, самостоятельность, ответственность. Важно это понимать, не «завышая» собственные финансовые амбиции. Поверьте, они будут реализованы, и даже быстрее, чем вы предполагаете. Надо просто уметь начинать с чуть меньшего, рассчитывая в перспективе на большее».
Александр Мурашкин, директор ресторана «Макдоналдс» в Сочи

4. Начать планировать время

Классическая ситуация: молодой сотрудник берет слишком короткий срок для выполнения задания, не справляется с ним и запарывает дедлайн. Каждый, кто проходил через старт карьеры, знает, как бывает непросто подстроиться под новый ритм. Это касается не только работы, но и личной жизни.

Начинать работать лучше всего с гибким графиком на неполный день. Так можно научиться совмещать ее с личными делами и распределять рабочее время, не боясь провалить ответственное задание.

«Пойти работать за три месяца до защиты диплома на факультете журналистики МГУ было вызовом самой себе, тем более, что хотелось сохранить также и хобби: занятие боевыми искусствами, танцы и чтение… Я выбрала ближайший к дому ресторан и составила график работы: у меня было несколько свободных часов в разное время и в разные дни, мы согласовали их с коллегами. Через несколько месяцев работы в «Макдоналдс» я прошла отбор на стажировку в отдел по связям с общественностью центрального офиса компании – то есть получила практический опыт по своей специальности. Так что квест под названием «Успевать все за 24 часа» я прошла вполне успешно!»
Дарья Буданцева, стажер «Макдоналдс» по программе «Растим Таланты», Москва

5. Понять, твое ли это

Недостаток опыта молодого специалиста компенсируется другими преимуществами — например, сообразительностью и широтой возможностей. Тесты способностей на hh.ru, которые регулярно проходят сотрудники самых разных компаний, показывают, что молодежь действительно соображает лучше «стариков» — их средние баллы стабильно выше.

Возможность поменять специализацию или подстроиться под новые рабочие процессы также заведомо выше именно у молодых специалистов. Все это составляет идеальный набор качеств, чтобы пробовать себя в разных ролях и разных компаниях. Приобретенный в молодости многогранный опыт может стать вашим отличительным знаком на рынке труда и позволит не жалеть о выбранном однажды пути.

«Я устроилась подрабатывать в компанию вопреки воле родителей, когда была еще абитуриентом. Поступив в Финансово-экономический университет на отделение «Маркетинг», я продолжила работу, установив удобный для себя трудовой график, и уже через 3 года была повышена до инструктора по обучению. С 2014 года, благодаря работе в «Макдоналдс» я успела посетить Олимпиаду в Сочи, участвовала в корпоративных конкурсах компании в Праге и Вене, побывала в Ницце на UEFA EURO 2016 и стала корреспондентом на внутреннем новостном телеканале компании. За время своей работы я успела попробовать себя как организатор, менеджер, наставник, корреспондент, автор текстов и даже телеведущая».
Анастасия Климова, менеджер ресторана «Макдоналдс», Москва